Карел Чапек в “Рассказах северных ветров” описал отчаяние пассажира парохода (окруженного американскими миссионерами, между прочим!), который ринулся на берег Норвегии чтоб заливать свою грусть в вине и узнал, что в именно в этом городе нету винной монополии.. И в следующем городе тоже нету...
За пассажира можно не беспокоиться, он потом сошел с парохода и сел на следующий, предусмотрительно запасшись вином. А вот большинство скандинавских стран пользуются системой винной монополии до сих пор. Сегодня в Швеции алкоголь крепче 4.5% можно купить только в магазинах сети Systembolaget и дальше речь пойдет о шведской системе монопольной продажи алкоголя и я сделаю вам небольшую экскурсию в один из магазиновСистемболагет.
Не в каждой стране то, сколько человек может выпить, является предметом гордости. В Швеции это не поощрялось давно, правда, не очень успешно.
Становление и формирование алкогольной монополии в Швеции
В 1766 году король Адольф Фредерик отчаялся победить зелёного змия и отменил все ограничения. ООО! Что тут началось! Рай для самогонщика со всеми вытекающими последствиями. Говорят, что на выгонку спирта уходило больше зерна и картошки, чем на еду.
Но общественность не дремала, и лет через 60 с хвостиком, в 1830, начали появляться гражданские общества по регулированию потребления алкоголя, а в 1850 в это стало вмешиваться и государство. В период Первой мировой войны алкоголь продавали порционно, по два литра крепкого на 3 месяца на нос, и то не каждому: безработным людям и замужним женщинам вообще не полагалось, отак от! Зато с пивом было равноправие: его запретили всем.
Но даже такое равноправие шведов не устраивало, что они и высказали на референдуме. И в 1955 году наступила вольница! Теперь каждый трезвый человек, которому исполнилось 20 лет, может купить столько алкоголя, сколько пожелает, но только в определенных магазинах.
Системболагет – лицо современной шведской алкогольной монополии
Магазинов Системболагет много, но, как оказалось, не знаючи не так уж просто найти. Сеть этих магазинов позиционирует себя не только как монополиста, но и как организацию, пекущуюся о здоровье нации. Потому нигде, кроме как в самом магазине, рекламы алкоголя не найти. И рекламы магазина с указанием адресов – тоже не найти. Даже зная адрес, очень просто пропустить это заведение, вот сравните размер вывески с вывеской того же Coop или LIDL тут.
Приоритетность того или иного поставщика исключается, вся выкладка товаров основывается на неких предпочтениях покупателей. Это правило, кстати, стало причиной громкого скандала и суда, когда производитель алкоголя “спонсировал” Systembolaget с тем, чтоб у него закупали больше товаров. И еще одним поводом для суда стало то, что сотрудники монополиста продавали алкоголь в неположенных местах чуть ли не из багажника машины.
Но вернемся к социальной программе. Частью оной являются совсем недемократичные цены на алкоголь, и сложная система наценок, из-за которой относительно дешевая по производству водка стоит почти столько же, сколько какой-то элитный вискарь.
Так что при любой возможности шведы затариваются алкоголем за бугром. Если ехать на пароме из Дании или Эстонии, можно наблюдать людей с кравчучками, груженными 4-10 ящиками пива или еще чего-то алкогольного. Можно сказать, мало того что постоянно не пьют, так сразу сила и выносливость у народа воспитывается!
А теперь переходим к собственно экскурсии по магазину. Плюсом такой системы является то, что можно купить вино или пиво практически из любой страны мира
Вина сортируются по видам: белое, красное, розовое..
Если надобно найти особый сорт, его можно найти при помощи электронных “тумб”. Если же такого сорта в магазине нету, то можно заказать чтоб его привезли через сайт.
Можно встретить и широкоизвестные в узких кругах супер-пупер элитные напитки вроде разнообразных франзузских “шато”, или австрийского “айсвина”. Еще есть вина с необычными этикетками:
Или же вина из “рок-коллекции”
В "Системболагетах" можно купить национальные шведские крепкие алкогольные настойки на разных травах –шнапсы.
"На пробу" можно взять набор бутылочек-миниатюр шнапсов с разными вкусами:
Пиво не может быть охлаждено, потому что охладить все сорта пива – дорого, а охлаждать только некоторые – значит неявно их рекламировать.
При помощи “часиков” на ценнике можно оценить степень горечи, насыщенности и сладости каждого вида пива, аналогичные “часики” есть для вина.
Сидр – достойный заменитель пива тем, кто его не любит, как по вкусу, так и по содержанию алкоголя.
Дальше несколько креативных оформлений бутылок пива. Modern art:
Пиво со страшилками на этикетках:
Кстати, здесь запрещены акции типа “платишь за 1, получаешь 2”, нет скидок постоянным покупателям, уже пьяному или подвыпившему человеку ничего не продадут (потому могут попросить снять солнцезащитные очки), а на кассе попросят предъявить паспорт или ИД.